1 Виды контроля
Государственные закупки представляют собой многоуровневую систему взаимоотношений между участниками процесса, начиная с организации конкурса, выбора поставщика, привлечения экспертных и надзорных организаций и завершая закрытием контракта. Необходимость осуществления контроля на всех этапах процедуры закупки обусловлена заинтересованностью государства в снижении уровня рисков в работе контрактной системы, распределении ресурсов и получении требуемого результата.
Существует несколько видов контроля согласно гл. 5 44-ФЗ:
· Ведомственный контроль;
· Общественный контроль;
· Внутренний контроль.
Объектом контроля могут стать любые участники процесса закупок.
2 Ведомственный контроль
Проверка соблюдения требований законодательства в процессе деятельности в рамках договорных отношений соответственно ч. 3 ст. 99 44-ФЗ, называется ведомственным контролем. В каждой сфере организован соответствующий контролирующий орган. При этом ведущая роль отводится ФАС и Казначейству.
В части финансовых операций контрольная функция возлагается на Казначейство. В данном случае устанавливается соответствие сведений первичной документации, сумме, определенной контрактом. Целью контрольных действий является установление не целевого использования бюджетных средств.
Использование идентификационного кода закупки позволяет получить доступ к информации о проведенных расчетах и их назначении. Финансовый контроль является обязательным, его проведение с положительным результатом дает заказчику право публикации информации по закупке в ЕИС.
ФАС производит контроль исполнения антимонопольного законодательства. В сфере государственных закупок осуществляет надзор за организацией торгов в части соблюдения требований к выбору поставщика. При выявлении нарушений, участники закупок направляют жалобу в ФАС.
Результатом проведения проверки может быть наложение штрафных санкций на субъект закупки (КоАП России), или предотвращение заключения контракта не соответствующего требованиям законодательства. Проверки проводятся на плановой основе — раз в полгода, но также допускается проведение внеплановых проверок для конкретных специализированных закупок.
Информация о проверках размещается в системе ЕИС. Внеплановые закупки могут проводиться в срочном порядке.
3 Общественный контроль
Право на осуществление контроля за соблюдением норм и правил, обеспечением прозрачности госзакупок имеют общественные и юридические объединения. Реализация прав указанных сообществ осуществляется при содействии органов государственной власти и местного самоуправления.
Деятельность общественных организаций регулируется ст.102 44-ФЗ, где им предоставляется право:
· Запрашивать информацию об исполнении обязательств в рамках договора;
· Проводить независимый анализ процедуры закупки, оценивать эффективность, соответствие деятельности требованиям закона;
· Подавать заявление в государственные органы о необходимости организации проверки;
· Обращаться в правоохранительные органы, в случае выявления незаконных действий;
· Осуществлять защиту интересов участника договорных отношений в судебных разбирательствах.
4 Внутренний контроль
Заказчик вправе проводить контроль деятельности поставщика в рамках исполнения договора. Ст.101 44-ФЗ предписывает контролировать производство работ или поступивший товар. Кроме того, заказчик обязан контролировать деятельность субподрядчиков, если они были привлечены к работе.
Объем и периодичность проведения контрольных мероприятий законодательно не установлены, заказчик определяет форму и методы контроля в зависимости от вида закупки и предъявляемых к ней требований, как со стороны закона, так и условиями договора.
Сайт «База заказов» предоставляет квалифицированную юридическую помощь по всем вопросам в сфере государственных закупок: https://bazazakazov.ru/
Сохраните полезную информацию или поделитесь с друзьями и получите бесплатный доступ к поисковой системе "База Заказов" в рамках акции "Приведи друга".