1 Конкуренция в госзакупках
Свободная конкуренция законодательно гарантирована ст. 8 44-ФЗ. Участниками закупочной процедуры могут стать любые организации, соответствующие установленным в тендерной документации условиям на принципах равноправия для организаций, использующих бюджетные средства. Основным является принцип добросовестности, позволяющий закупить товар на самых привлекательных условиях.
Заказчик определяет условия заключения контракта и имеет возможность ограничивать конкуренцию в процессе тендера посредством:
· Установления ограничений к товару или услугам, удовлетворить которые может небольшое количество потенциальных участников;
· Предоставление информации, имеющей множество вариаций для трактовки участниками.
Таким образом, излишние требования к товару сокращают количество потенциальных участников и практически приводят к заключению договора с единственным поставщиком. Невнятное предоставление технической документации (плохо читаемые чертежи, наличие неполных технических требований и т.п.) ограничивает количество участников закупки.
Как правило, в таких случаях можно выявить присутствие договоренности между заказчиком и исполнителем: картельный сговор, или полное согласование действий заказчика и определенного поставщика.
2 Признаки ограничения конкуренции 44-ФЗ
Отсутствие здоровой конкуренции приводит к отрицательным результатам торгов. Что проявляется в преднамеренной договоренности сторон торгов: антиконкурентные и картельные соглашения. Организация торгов с влияющих на результаты, рассматривается как ограничение участников тендерной процедуры.
135-ФЗ п. 17 ст.4 определяет основные признаки, свидетельствующие об ограничении конкуренции при проведении торгов, которые применяются в рамках действия 44-ФЗ:
-
Если участник закупки не действует самостоятельно;
-
Если действия нескольких независимых участников согласованы;
-
Если очевидно влияние на ход закупки;
-
В случае незаконного предоставления конфиденциальных сведений;
-
При наличии сговора между участниками, определяющего победителя торгов;
-
Проведение выбора победителя с нарушением требований закона;
-
При незаконном отклонении заявок участников конкурса;
-
При установлении невозможных к исполнению условий, в условиях тендера;
-
Установление правил конкурса, выполнить которые может определенный участник;
-
Включение в тендерные требования условий, ограничивающих возможности участников;
-
Привлечение к закупке лиц, которые не вправе в ней участвовать;
-
Объединение товаров, не имеющих технической связи в одном лоте.
Любое ограничение свободной конкуренции, является нарушением закона.
3 Ответственность за нарушение конкуренции по 44-ФЗ
К нарушителям законной конкуренции, основанной на свободе действий участников, применяются административные меры согласно ст. 14.9 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Сотрудник, допустивший нарушение, подвергается наложению штрафных санкций в размере 50 тысяч рублей, при неоднократном нарушении налагается дисквалификация до трех лет. При установлении наличия ограничивающего соглашения, применяется ст. 14.32 Кодекса РФ, при наличии картельного сговора участников тендерной процедуры штраф составит 50% от НМЦК сделки (минимум 100 тысяч рублей).
Если ущерб от сговора превышает 10 млн. рублей, то ответственность возрастает. Ущерб в размере, выше 30 млн. рублей, наступает уголовная ответственность, максимальный срок лишения свободы до 6 лет и штраф до 1 млн. рублей.
Участники тендера, чьи права были нарушены, имеют возможность подать жалобу в ФАС в установленные сроки.
Квалифицированную юридическую помощь по вопросам подготовки документов к участию в торгах, формированию жалобы в ФАС и другим вопросам при участии в государственных закупках можно получить на сайте «База заказов»: https://bazazakazov.ru/
Сохраните полезную информацию или поделитесь с друзьями и получите бесплатный доступ к поисковой системе "База Заказов" в рамках акции "Приведи друга".