1 Коррупция в сфере государственных закупок
Злоупотребление имеющимися полномочиями, незаконное их использование с целью получения материальной выгоды является коррупцией. Понятие коррупции определено 273-ФЗ. Это многоуровневое явление, распространенное в мире.
Коррупция проявляется различными способами:
· Использование должностных преимуществ;
· Использование взяток для решения вопросов;
· Преступления с использованием имеющихся полномочий должностным лицом;
· Использование денежных средств (подкуп) в отношении действующих членов закупочной комиссии.
Кроме перечисленных способов существует множество других, в основе которых лежит получение выгоды незаконными способами. Все эти действия имеют уголовно наказуемый характер.
2 Признаки, указывающие на коррупционную составляющую тендера
· Цена контракта. Завышенная или заниженная цена сделки свидетельствует о наличии коррупционной составляющей конкурса. Не всегда можно простыми методами определить реальную стоимость сделки.
В данном случае прояснить ситуацию может тщательный анализ контрактов, которые заключил поставщик ранее. Полученные результаты покажут, кто получал контракт, как правило, выясняется, что победителем был один исполнитель. Стоит обратить внимание на количество отмен одной и той же сделки. Это очевидные признаки мошеннической схемы.
· Сроки, отведенные на исполнение контракта. Когда установлены нереально короткие сроки, возможность их выполнить имеется у того, кто уже выполняет заявленную работу и победа в указанных условиях другого исполнителя невозможна. Участвовать в таком аукционе не имеет смысла.
· Требования к наличию разрешительной документации (лицензии). Выполнение сложных или опасных работ подлежит лицензированию. Если в требованиях к исполнителю указано наличие лицензии, которая не обязательна для выполнения данного вида работ, то заявка соответствующего участника будет отклонена. Ситуацию можно решить посредством подачи жалобы в ФАС.
Такой подход используется для отсева нежелательных участников, и вся сделка организована для создания видимости исполнения требований законодательства.
· Не конкретное техническое задание (ТЗ). Обычно в ТЗ устанавливаются требования к проекту, подробно излагаются критерии, предъявляемые к результату. Но бывает, что ТЗ прописано с точностью до наоборот, требования размыты. Не понятно, что хочет получить заказчик в результате.
В данном случае преследуется одна цель: подвести к заключению контракта определенного участника. В данном случае, прежде чем подать заявку целесообразно запросить разъяснения конкурсной документации.
· Объединение разных видов работ (лотов). Когда выставляются требования к исполнителю выполнить абсолютно разные работы в рамках одного контракта, очевидно, что одна компания не в состоянии реализовать указанные требования своими силами в полном объеме.
Таким образом, исключается конкуренция. Исполнителем может стать единственный исполнитель, который изначально подготовлен к конкретным торгам.
· Отсутствие здравого смысла. Законодательно не ограничивается стоимость закупаемых товаров. Но если проводится тендер дорогостоящего автомобиля для чиновника, то общественное мнение по этому поводу, скорее всего, будет отрицательным.
Широкая огласка данного факта не способствует проведению сделки. Такие тендеры часто отменяются, но главную роль здесь играет общественный фактор, а не юридический.
3 Где процветает коррупция.
По свидетельству ФАС коррумпированные сделки имеют место во многих сферах. Примерное распределение количества таких сделок:
Строительная сфера: 34%
Замена асфальтового покрытия дорог: 27%
Сфера услуг: 18%
Медицинская сфера: 12%
Другие области: 9%
Сайт «База заказов» предоставляет квалифицированную юридическую помощь по вопросам подготовки документов к участию в торгах и персональное сопровождение в процессе: https://bazazakazov.ru/
Сохраните полезную информацию или поделитесь с друзьями и получите бесплатный доступ к поисковой системе "База Заказов" в рамках акции "Приведи друга".