Понятие и виды тендеров
Тендер — это конкурентные торги, в ходе которых выбирают поставщиков товаров и услуг.
Предприниматели участвуют в 3 видах тендеров:
-
44-ФЗ. Закон регулирует закупки государственных (муниципальных) органов и предприятий. Они тратят бюджетные деньги, и государство следит за обоснованностью трат. Бюджетники не могут что-то купить или сделать без закупок.
-
223-ФЗ. По этим правилам закупаются компании с государственным участием. Например, Газпром или РЖД. Они тратят свои деньги, но влияют на жизнь людей. Поэтому расходы находятся под контролем, чтобы не пострадали потребители. Например, чтоб не допустить повышения тарифов из-за неэффективных затрат.
-
Коммерческие закупки. Это тендеры коммерческих заказчиков, которые самостоятельно определяют правила и критерии для выбора поставщиков.
Тендеры бывают разные: открытые (для всех участников), например, открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, и закрытые (для ограниченного круга лиц), например, закрытые конкурсы и аукционы. Проводиться закупки могут как в электронной, так и бумажной форме.
Участие в тендерах требует хорошей подготовки, в том числе:
· юридической,
· технической,
· финансовой (для обеспечения заявки и исполнения контракта).
Схематично участие в тендерах можно представить следующим образом:
Что такое подходящий тендер?
Понятие это - весьма субъективное, поскольку у каждого поставщика есть своё представление о подходящем тендере. Давайте с вами рассмотрим критерии, по которым можно определить, подходит тот или иной тендер вам или нет.
1. предмет тендера (это поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, соответствующих сфере вашей деятельности);
2. тип тендера (государственный, корпоративный или коммерческий);
3. способ размещения (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировок и т.д.);
4. начальная цена тендера;
5. регион заказчика, а также адрес места поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;
6. дата проведения тендера;
7. наличие и размер обеспечения заявки;
8. наличие и размер обеспечения исполнения контракта;
9. сроки исполнения контракта;
10. наличие аванса.
Поиск тендера
Для того чтобы ответить на этот вопрос, первым делом вам необходимо определить, какие именно тендеры вы будете искать: государственные (в рамках 44-ФЗ), корпоративные (в рамках 223-ФЗ) или коммерческие.
Согласно требованиям 44-ФЗ все государственные тендеры должны размещаться заказчиками в Единой информационной системе (ЕИС), а до ввода её в эксплуатацию на Официальном сайте РФ по размещению заказов.
Корпоративные закупки в рамках 223-ФЗ также размещаются на сайте закупки.гов.ру. Однако параллельно с размещением на официальном сайте такая информация может размещаться и на корпоративных ресурсах (сайтах) данных организаций.
С коммерческими же тендерами ситуация обстоит гораздо сложнее. В настоящий момент в России насчитывается более 6000 различных коммерческих площадок, на которых размещается информация о тендерах и проводятся закупки. Вручную «мониторить» такое количество площадок вряд ли кому-то под силу, поэтому для поиска коммерческих тендеров используют различные поисковые системы или программы.
Варианты поиска тендеров
На практике используют 4 варианта поиска:
Тип варианта |
Описание |
Ручной поиск |
подойдет для небольших организаций или ИП, которые изредка принимают участие в государственных закупках. |
Поиск с использованием платных и бесплатных поисковых сервисов или программ. |
более предпочтителен для большинства организаций, т.к. позволяет выполнять полноценный поиск как государственных, так и коммерческих закупок. |
Поручение поиска другому специалисту. |
поручение поиска новых тендеров в организации конкретно взятому сотруднику. |
Прибегнуть к помощи аутсорсинговой компании. |
заключение договора с профильной организацией. |
Как быстро находить нужные тендеры? 7 правил успешного поиска тендеров.
Итак, для того чтобы быстро находить интересные вам тендеры, нужно запомнить несколько правил.
· Правило №1. Вы должны знать коды ОКПД, которые используют заказчики при размещении информации о проведении закупок товаров, работ или услуг, соответствующих сфере вашей деятельности.
· Правило №2. Вы должны знать ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании предмета закупки.
· Правило №3. Вы должны пользоваться сохраненными настройками поисковых фильтров, чтобы каждый раз не устанавливать параметры вручную.
· Правило №4. Вы должны подписаться на RSS ленту результатов выдачи по настроенным поисковым параметрам.
· Правило №5. Вы должны выполнять поиск информации о новых закупках минимум 1 раз в 2-3 дня.
· Правило №6. Вы должны регулярно отслеживать изменения информации по выбранной закупке на сайте (т.к. в извещение о закупке могут быть внесены изменения, даны разъяснения или закупка может быть отменена).
· Правило №7. При регулярном участии в тендерах вы должны по возможности использовать платные поисковые системы и программные средства, так как это сэкономит вам массу времени.
Сохраните полезную информацию или поделитесь с друзьями и получите бесплатный доступ к поисковой системе "База Заказов" в рамках акции "Приведи друга".